АРИЯ

АРИЯ
(ит. Aria, фр. Air). В настоящее время так называют только законченные вокальные пьесы для соло с оркестром, безразлично, отрывки ли это из оперы, кантаты, оратории или самостоятельные произведения, предназначенные для концертного исполнения (концертные а.). От баллады, также имеющей оркестровое сопровождение, а. отличается своим лиризмом, т.е. тем, что передает субъективные впечатления в первом лице – тогда как балладе присущ повествовательный характер (эпически- лирический). А. может подняться и до высокого драматизма, если речь из простого описания или размышления переходит в обращение к кому-либо. Поэтому некоторые а. являются монологами, положенными на музыку, тогда как другие представляют как бы часть большой сцены-ансамбля. Особую группу образуют духовные а. (церковные а., Arie da chiesa); это или молитвы или благочестивые размышления, которые могут выражать самые разнообразные настроения (раскаяние, страх, благодарность, радость, жалобу и пр.). От романса а. отличается большими размерами, а главное тем внешним признаком, что романс сопровождается обыкновенно только одним или немногими инструментами. А-и меньшего размера, в коих оркестровое сопровождение заменяется фортепианным (что обыкновенно бывает при салонном исполнении), лишены совершенно принципиального отличия от романса и называются каватина, ариетта или прямо "романс" (куплеты, канцона). – Францусское слово Air и теперь еще имеет гораздо более широкое значение и соответствует приблизительно нашему "мелодия", т.е. употребляется одинаково, как по отношению к разного рода вокальным, так и инструментальным пьесам, с тем только условием, чтобы их главное содержание заключалось в красивой мелодии. Это значение слово А. имело и в Германии в 17–18 вв. и поэтому говорилось одинаково как о "Spielarien" (инструментальных a.), так и о "Gesangsarien" (вокальных a.). В 1600 г. Aria francese было название песнеобразных инструментальных пьес гомофонного стиля с сохранением мелодии неизменно в верхнем голосе; английские Ayres представляют из себя также нечто подобное. – В определенную музыкальную форму высоко художественного значения А. вылилась в так назыв. большой а. или а-и Da capo, которая состоит из двух главных частей, по настроению, темпу и общей художественной разработке контрастирующих друг с другом. Первая часть дает певицу возможность показать себя с вокально-технической стороны; она изобилует повторениями текста и всякого рода видоизменениями мелодии, тогда как во второй части партия пения идет в более спокойном движении, зато в ней развертываются в большей мере гармонические и контрапунктические богатства; за второй частью следует Da capo, т.е. точное повторение первой части, с большими только вокальными украшениями. Существенную часть большой а. составляет инструментальная ритурнель, помещенная перед началом а. и содержащая главную мелодию. Постоянно возраставшая под влиянием требований публики виртуозность певцов заняла до такой степени первенствующее место в итальянской опере, что композиторы должны были главным образом думать только о том, чтобы написать благодарные номера для певцов; таким образом из большой а. развилась колоратурная или бравурная ария. Ария-Da саро появилась 17-м веке (См. Скарлатти 1.) и процветала вплоть до конца 18 в.; в наше время она вышла из употребления и уступила место более свободной, разнообразно-разработанной а-и. Da capo, требующее повторения нота в ноту, отброшено теперь по своей недраматичности, ритурнель встречается только в виде исключения, а тематическое распределение а. зависит от требований текста, так что часто а. бывает написана в форме рондо или состоит из Allegro, расположенного между двумя более медленными частями и т.п. – Эстетическое значение а. в музыкальной драме (опере) заключается в задержке действия с целью дать более широкое развитие лирическому моменту; Вагнер и его приверженцы считают такую точку зрения ничем не оправданной и противоречащей оперному стилю, между тем как другая сильная партия видит в а., напротив, лучшее украшение драматической музыки. Это один из тех принципиальных вопросов, в которых соглашение немыслимо, а возможно лишь присоединение к той или другой партии. Бравурная а., написанная только для проявления виртуозности, не имеет конечно никакой эстетической ценности, но все же, между подобной исключительно-виртуозной арией и большой брав. а. из "Фиделио", разница настолько велика, что можно, презирая первую, быть поклонником второй.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АРИЯ" в других словарях:

  • ария — ария, и …   Русский орфографический словарь

  • АРИЯ — (лат.). Часть оперы, исполняемая в пении одним лицом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРИЯ Часть оперы, исполняемая в пении одним лицом. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ария — передача какой либо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной (ваджиб) для мусульман, а затем это повеление было отменено (насх). В настоящее время обязательной она может быть только в исключительных… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ария — См …   Словарь синонимов

  • Ария — и, жен.Производные: Аря (Ара).Происхождение: (Женск. к (см. Арий))Происхождение: (Употребление нариц. сущ. ария в качестве личного имени.) Словарь личных имён …   Словарь личных имен

  • АРИЯ — (итальянское aria, французское и английское air), виртуозный или кантиленный номер (эпизод) для солиста и оркестра в опере, кантате, оратории, оперетте. Расцвет в 18 19 вв. (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини,… …   Современная энциклопедия

  • АРИЯ — (итал. aria) законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания. Встречаются арии и в виде… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРИЯ — АРИЯ, арии, жен. (итал. aria) (муз.). Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно составная часть оперы, соответствующая драматическому монологу. Певец исполнил арию Ленского из оперы Евгений Онегин . Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • АРИЯ — АРИЯ, и, жен. Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате), а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АРИЯ — жен., итал. песня в один голос, одиночная, одноголоска, иногда в сопровождении музыкальных орудий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • АРИЯ — (Aria) Великобритания США, 1987, 100 мин. Музыкальный фильм. Создатели фильма взяли несколько арий из произведений известных композиторов и сопроводили музыку оригинальным визуальным рядом. В ролях: Тереза Рассел (см. РАССЕЛ Тереза), Бак Хенри,… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»